Существует завод по производству стационарных телефонов (барабанных). В СССР он принадлежит государству и управляет им поставленный человек, сиречь не полный владелец завода. Поскольку не существует какой-либо конкуренции у его завода, он просто будет клепать эти барабанные телефоны покуда люди будут покупать. Но почему люди покупают именно его телефоны? Потому что других нет. Монополия.
Пока телефоны покупаются никто на заводе и не чешется, не меняет, не улучшает продукцию.
А теперь представим, что пришел большой и страшный капитализм со своей конкуренцией. Например, управляющий получает завод в частную собственность, а рядом вырастает еще один аналогичный завод со своим владельцем. Они автоматом делят рынок и между ними начинается конкуренция, начинается борьба за потребителя. Пока оба телефона одинаковы, доходы у них тоже одинаковы, но каждый конкурент пытается обскакать другого. Он начинает тужится, искать способов одолеть конкурента, и один из них - повышение удобства телефона. Он нанимает креативных башковитых людей которые говорят - можно сделать его кнопочным! Эврика! Выпуская кнопочные, намного удобнее, телефоны он автоматом одолевает конкурента
лучшей продукцией. Второму придется либо искать способов улучшить свой товар, либо погибнуть не выдержав конкуренции. В итоге, постоянно конкурирующий, развивающийся и улучшающийся продукт выживает, а монопольный застойный продукт обречен на консервацию, застой и отставание в НТП.
Тут можно привести массу примеров, хотя бы взять отечественный и Западный автопром.
В общем, еще более 200-сот лет тому назад в конкуренции нашли суть прогресса, и автоматом нарекли монополию сутью деградации. К чему доказывать противоположные вещи не понимаю.
По поводу напряжения - а как иначе? Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда. Чтобы получать отличные результаты нужно больше работать. Вот когда конкуренции нет, это самое напряжение и пропадает. Ведь не надо думать как свой продукт улучшить.
Кто жил в Совке уже в сознательном возрасте должен помнить как тогда относились к импортной продукции. Само упоминание её повышало цену продукта в разы. Та даже само слово "импортный" чисто пост-советское. Так же как в своё время было популярно слово "евро-ремонт". Недавно его опять услышал и долго смеялся
