Во первых строках своего письма хочу выразить отдельное спасибо GadX за дельное замечание про прокачку торговли (цена товара не запоминается при save \ load - торговля не качается).
Начав первую игру и захватив пол-карты столкнулся с огромной нехваткой очков фокуса и сложностью прокачки, нашел сообщение почему у меня торговля не качается и понял, что в условиях постоянных боевых действий докачать торговлю мне просто не получится, поскольку она качается только когда получаешь доход от купи продай и никак иначе. Боевые действия закрывают часть городов для торговли, взятое с боя не участвует в схеме "купи", а загрузка игры стирают цену по которой покупал товары до этого.
Для себя я определил, ряд навыков, которые можно успешно и довольно быстро прокачивать, с относительно не большими усилиями:
1. Trade (Торговля).
Покупаем дешево, продаем дорого. Поскольку обозначил для себя номером 1 для халявного поднятия уровня, занялся в первую очередь. В условиях боевых действий прокачка будет фактически закрыта. Да еще и стартовый капитал для войны (нафиг не нужен, но приятно, почему позже).
Тактика простая, за время первой игры, я изучил цены на все ресурсы и представляю их цену и места где их покупают дорого, а продают дешево. Нужная только очень существенная грузоподъемность для реально обширных торговых операций. В начале игры я быстренько поднял на турнирах порядка 4-5к, поехал к Кузаитам, нанял себе в отряд 20 рыл, чтоб не приставали бандиты и начал скупку вьючных лошадей. Покупаются они в городах, если цена менее 50 монет за штуку и по деревням с производством лошадей. Производство можно посмотреть по информации о деревне либо увидеть рядом с деревней пару лошадок.
В начале игры очень дешевые цены на боевых лошадей, но денег мало, потом, когда появится серьезный оборотный капитал я уже принял за правило закупать любых боевых лошадей дешевле 1к за штуку. Позднее это позволит сделать серьезный костяк отряда из мощных всадников.
Схема торговли очень простая, по началу по крайне мере. Идем в левую часть карты где Правен, Галенд и остальные города. Покупаем порядка 100-600 бочек оливков по 15-17 монет и идем по городам, продавая везде, где цена от 30 за бочку. Продавать стоит не все сразу, а частями, чтоб цена покупки не падала ниже закупочной. Ситуация на карте постоянно меняется. Где-то можно оливки продать и за 50-80 за бочку, где-то с наценкой продать не выйдет. У кузаитов закупаем масло, сыры, их можно выгодно продать у асираев. У асираев закупаемся dates. И так далее.
Как итог я просто курсирую по карте, скупаю дешево и продаю как только вижу приемлемую цену. Одновременно в инвентаре может быть целая куча товара. Некоторые неудачные покупки могут залежатся, но как итог все одно будут проданы.
При первой же возможности стоит увеличит отряд до 40 человек и посадить на коней, тогда от нападений вы будете избавлены вообще. Кузаитов выбрал именно потому, что второй тир сразу садится на лошадей, что увеличивает скорость перемещения по карте. Я лично потихоньку качаю отряд в максимум, но имейте ввиду, что содержание такого войска в 40 тяжелых конных лучников будет обходится по 500 монет в день, что для начала очень дорого.
Не стоит связываться с одиночными товаравами типа серебро, ювелрка, кожа. Они продаются по 1-2 штуке, что означает малый оборот и лишний геморой на мониторинг цен.
Так же покупать зерно и рыбу стоит только реально дешего. Рыба менее 9-10 монет за штуку, зерно менее 7-8. В начале игры я в самом нижнем левом городе асираев (Аскар) обнаружил залежи зерна в 1500 единиц за 4 монеты и не удержался. По ходу в этом Асакаре залежи дешового зерна. 200 день игры, опять 1500 снова. Каждый раз захожу и там дешевое зерно. При учете, что можно продать по 15, а то и 20 монет тонну, очень выгодно. Имейте ввиду, что продать зерно дороже 15 монет за штуку довольно сложно, а значит это будет занимать место. Еще зерно будет мешать прокачивать Steward, об этом ниже.
За 5 часов игры я поднял торговлю с 15 до 130. Что позволило взять перк на увеличение известности на 1 каждый день, на выбор: 1 за каждую успешную мастерскую либо 1 за каждый успешный караван.
В самом начале берите перк на процент именно к товарам. Лут с бандитов копеечный, а лут с армий идет по 15-50к за отряд, там ваши 5 процентов будут уже не нужны, в начале же торговля именно товарами наш основной доход в начале, а что более важно именно товарами мы качаем навык.
2. Charm (Харизма).
Это баг и будут явно чинить. Но пока есть пользуемся. Говорим с каждым встречным лордом. Предлагаете взаимовыгодную сделку и в окне бартера даете 1 монетку. По началу известность качается бешеными темпами, в районе 130-140 уже нужно 2-4 лорда.
Качается так же, если отпускать лордов после битвы.
3. Steward (не знаю как перевели).
Качается быстро и просто. Держим в инвентере разнообразную еду: пиво, масло, сыр, мясо, вино, dates, виноград, оливки и т.д.
Насколько я понял зерно и рыба, если присутствует одновременно в инвентаре дает разнообразие пищи в 2 единицы, а нам надо 8 (проверяем наводясь на мораль отряда).
Навык качается быстро. Чем больше отряд, тем быстрее. Когда водил отряд в 200-300 человек, уверенно выползал на 10-15 пунктов за лимит обучения.
Навык еще полезен тем, что увеличивает размер отряда. Есть еще перк bannelord +2 члена отряда за каждое владение, но он багнуты и не стакается с указами королевства, там есть два указа, которые суммарно увеличивают величину отряда примерно на 120 человек (Королевская гвардия - 80 человек, Благородные свиты - 40 человек (нужен 4 уровень клана)). Так же не стакается Man-at-Arms за 175.
4. Polearms (алебарды).
Берем в руки самое длинное древкое оружие с возможностью рубить. В южных городах имерии продается монет за 500-800 стальная глефа длинной в 2 с чем-то метра. Оружие офигительно медленно, но за счет своей длинны позволяет очень удобно рубить всех. Всадников очень удобно догонять и ваншотить. Рубить пехоту не приближаясь в зону поражения. За счет дикого урона качается быстро, но если свалили с лошади, все... вам конец, затопчет пехота. И да, нужна быстрая лошадь, чтоб догонять всадников. На встречных курсах рубануть под 400 - обычное дело. Прорубает даже самых топовых всадников.
Вот за счет диких цифр урона качается тоже бодро. Пока не проверял на высоких уровнях навыка, но при пределе в 40 за 55 вышел легко.
5. Leadership (Лидерство).
Качается при морали выше 75, либо при сборе армии. После 100 качалось у меня как-то медленно, но там выпускали патч, может что исправили. Абсолютно точно лидерство чисто за мораль качается медленно, нужно собирать армию. Запасите кучу еды, жрут как не в себя. На поддержание армии тратится порядка 40-50 влияния в день.
Как уже писали выше, можно просто своих спутников организовать в отряды и эти отряды собрать в армию, так вы не потратите влияние на сбор, но на поддержание тратить будет нужно.
6. Engeneering (Инженерное дело).
На высоких уровнях не проверял, но по началу качается бодро, до 50 точно, далее у меня просто не было свободных фокус очков. Просто устраиваем осаду и строим осадные орудия. Из минусов, обязательно кто-то прийдет вам давать по шапке, просто обязательно. Хотя местами это и плюсы.
Все остальное у меня качается медленно и печально.
Как качать тактику я пока не понял, но чем больше битва, чем больше команд, тем вроде бы бодрее.
Лошадка качается, но тоже медленно, не проверено, но вроде чем больше ускорений, разгонов тем лучше.
Атлетика мне не нужна.
Воровство не нужно, не качал.
Разведку вполне заменяет компаньон.
Кузнечное дело, есть куча гайдов.
С луком все понятно, главное попадать, что не всегда просто.
Мечи, что одноручный, что двуручный по аналогии с алебардой должны качаться тоже бодро, но с лошади мне уж очень неудобно попадать.
Медицина полезна, прокачивать как в принципе понятно, но я еще не проверял, ибо стараюсь избегать потерь в армии. Чуть позже проверю, набрав кучу всего низкоуровневого мяса и буду сливать его в битвах. Должно бодро поползти вверх.
Но в общем и целом, надо понимать, что у персонажа есть вполне четкий потолок в развитии. На уровнях 10+ для поднятия того уровня нужно заработать 60+ очков в развитии навыков (14 уровень - 65 очков), а одно фокусное очко позволяет заработать всего 30 очков навыка. Поэтому нужно тщательно подходить к набору навыков и очков характеристик, которые вы хотите развивать. 1 очко характеристик позволит вам заработать еще 30 очков (повысив лимит обучения) в группе навыков, относящихся к этому очку, поэтому вкладывать их нужно только в ту группу, где вы качаете хотя бы два навыка, а лучше 3. Поэтому у меня все идет в SOC и INT. При создании персонажа выбирал именно так, чтоб кроме этих двух характеристик никуда более очки атрибутов не ушли.
Очки фокуса тоже нужно распределять аккуратно исходя из лично вам полезных навыков.
Общие советы:
- При военных действиях деньги текут рекой. Сформируйте сильный и мобильный отряд, отлавливайте отдельные отряды лордов. При длительных боевых действиях обычно в отраде лорда чуть-чуть конницы и куча низкоуровневой пехоты. Выносятся довольно просто. Прибыль по 10-50к за отряд трофеями. Конные лучники рулят.
- Жертвуя пленных в город, вы получаете много влияния. За короткое время можно набрать 500 влияния очень лекго. Учатистие в армии в сравнении с этим дает просто сущие копейки.
- Получить себе феод во фракции довольно просто. Соберите армию, захватите феод и на голосовании сделайте ставку в 400 влияния (пригодится сданная ранее куча пленников). Мне хватило 1000 влияния всего на сбор армии, поход и отжатия себе города. После чего сразу можете выходить из фракции с сохранением феодов и идти сдавать квест на создание собственного королевства. Фракция обидеться на вас лично и будет показана красной пока не создадите свое королевство. Войну не объявляет.
- Можно набрать в королевство минорных фракций на правах наемников. Из плюсов - все захваченные ими феоды автоматически переходят к вам. У меня в королевстве не было других вассалов кроме них. Из минусов - дорого, берут за заработанное ими влияние. Таксу говорят при найме. 3 фракции мне обходились до 10к в день. Но если набрать минорок, то можно дать люлей почти любому противнику, не заморачиваясь со своими лордами. Без войны оперативно разбегаются.
- Лордов в королевство лучше набирать, когда уже приняли все устраивающие вас указы. Хороших там не так и много, разобраться просто. В первую очередь надо принимать те, что будут повышать вам влияние, совет общин - маст хэв.
- Улучшайте отношение с поселениями, позволит вам нанимать бойцов высокого уровня сразу, огромная экономия на боевых лошадях, которых до обидного мало в игре.
- Поскольку бойцов в убежище бандитов засаывает рандомно, для выполнения квестов таскайте с собой только высокоуровневых бойцов.
- Если в городе голод, просто купите еды в другом городе и продайте в своем.
- Пленные бойцы потихоньку вербуются в ваш отряд, но чем выше уровень, тем сложнее. Элитных катафрактов я с собой с месяца два таскал, наверное, не один не дрогнул, сволочи.
- На 125 уровне лидерства открывается переделка разбойников в нормальные войска. Степные бандите переделываются в охранников кхана. Лесные бандиты в лучников. Я вот прямь нацелился собрать себе пачку элитных затрельщиков и прочих редких и мощных войск. Но 125 лидерства это уже такой мид, а то и лейт гейм, что навык по сути только для манчкинов. Полезен, конечно, но ...
- При осаде, стройте требушеты. Сразу закажите 4 и по мере готовности щелкайте на них и убирайте в резерв. Как только будут готовы все 4, выставляйте сразу все. Они и осадные орудия обороны подавят и стену проломят. Если строить по одному их будет быстро убивать оборона противника. Но это все же долго, ждите гостей.
- Для быстрого штурма постройте осадные башни и таран. Потерь будет существенно меньше, чем при штруме с лестницами, но больше, чем через проломленные стены.
- Захватить феод можно просто подгадав время сразу после штрума одной из фракций, войск там остается мало.
- Лорда можно уговорить перейти к вам в королевство. Если вы воюете с фракцией лорда, он перейдет к Вам со всеми феодами.
- Перки управителя на данный момент бесполезный шлак.
- Если планируете качать спутников, берите как можно низкого уровня. Поднять уровень спутнику 18-го левела - просто забудьте. Смотрите за статами, зачастую кроме силы, выносливости и ловкости у них часто нули.
- Данные о положении того или иного персонажа обновляются при заходе в любой город, деревню.
- При автоматическом бое происходит какая-то фигня. У меня 50 конников умудряются дохнуть местами против 40 лутеров. Сам ведешь, ни один даже раненым не получается, а автоматом дохнут. Тоже против лордов, имейте ввиду. Терять на пустом месте юнита, на которого пошла боевая лошадь, очень расточительно.
Устал писать, надеюсь простыня кому-то пригодится.