Передача инструмента влияет на производительность. Сколько денег ,дерева и камня на строительство зданий требуется- смотри на первых страницах темы,где-то 3-5 стр.Там есть таблица.В англоязычной версии мода она и так доступна,а в русскоязычной- нет( вот такой парадокс).Когда свободные крестьяне появляются в твоём посёлке их нужно "организовать": обучить профессии или нанять на службу в армию.Инструмент только покупать в кастове.Когда у тебя появится торговец( после строительства первых зданий),то инструмент можно будет покупать и у него.Но он то есть,то нету в продаже. Торговля в моде не возможна.Цены во всех поселениях на все товары идентичны и не меняются со временем. Еду никому ложить не нужно, бери себе в отряд для питания.Горожане питаются сами. Камень добывается труднее всего,скажем,раза в два меньше при том же количестве каменотёсов,чем дерево.А фермеры более всего производят продукции на одного работающего. Если иметь ввиду будущее,то при продаже ресурса (а когда всё построишь излищки будут не нужны,а производиться всё равно будет) ты продаёшь 1000 единиц за 500 монет,а покупаешь 500 ед за 1000 монет. (вроде так,давно не запускал мод,очень давно).Вот и получается,что производить поначалу нужно больше дерева и камня,а потом только продукты. Содержание гарнизона и войска в моде ничего не стоит,кроме еды.Денег они не потребляют,так что,держать можешь сколько угодно большую армию.На город никто никогда не нападёт,кроме разбойников или мятеж поднимут прямо в городе (я во всяком случае нападения так и не дождался, а мятежи бывали,если промухаешь мораль в городе). Когда будет замок сможешь захватывать другие нас пункты,но себе взять невозможно,только отдать соратникам. Вассальные лорды будут башлять тебе,так что потом с деньгами проблем не будет.А ты их подогревай войчками