Уважаемый Викинг!
Некоторые мысли касательно Литовской геральдики в мод.
Mindaugas Bartininkas, “Lietuvos Vytis”, Valstybinis leidybos centras, Laisves pr. 60, 2019 Vilnius, SL 319.1995 02 07. 5,04 sp.l. Tir 4000 egz. Привожу свой перевод парочки абзацев из вышеозначенного: «….а Литва, её областей правители до времён Миндаугаса имели ли свои гербы и знамёна, какие они были, известно очень и очень мало….. Вуаль этих загадок несколько поднимает найденный в 1680 году возле Strevos, недалеко от Kietaviškių (ныне Тракайский район), литовский лунный календарь. Копию этого календаря, полученную из архива Т.Нарбута изучал астроном M.Gusevas…..это бронзовая/медная 67,6 см длины и 7,54 см в поперечнике палочка/дощечка на которой по определённой системе золотыми заклёпками нанесены руническими символами и римскими цифрами календарные знаки, считая от лунного…..В нижней части палочки/дощечки проклёпано изображение «Витиса»(«Пагоня», прим. совилег), обрамлённого в щит с короной вверху и изображение «Колонных ворот» внутри похожего щита.

…безусловно до времён Альгирдаса, поскольку руническими символами, и до крещения, потому что нет характерного для христианских регалий креста наверху….Не без оснований предполагают, что это геральдическая символика Миндаугаса до принятия им христианства, когда он уже сам себя именовал королём… Конь «Витиса» изображён здесь скачущий налево, с уздечкой, хвост опущен вниз, всадник без щита, в правой руке всадник держит меч, других геральдических символов ( двойного креста и др.) нет. «Колонные ворота» на календаре выполнены без горизонтальной черты внизу, как это и делалось во времена Миндаугаса. ….знак «Витис» и «Колонные ворота», как геральдические символы были известны правителям Литвы и до Миндаугаса, который и был последний в цепи правителей Литвы титуловавших себя королями, вспомнить хотя бы упоминаемого в Eiliuotosios Livonijos хронике Римгаудаса
/Рингаудаса, отца Миндаугаса, который по словам хроники «был так могуч/велик, что ему не было равных» Со смертью последнего короля Литвы начинается новый, «письменный» этап Литовской геральдики, где «Витис» и «Колонные ворота» восходят на новый этап развития.»
А вот из книги Светлейшего князя Йонаса Гедеминаса Бержанскиса-Клаусутиса „Lietuvių Heraldika“, Pėdas 1, A.Bako spaustuvė, Kaunas,Ožeškienės g-vė 5Nr.,Telefonai nr.nr. 9-70 ir 9-71, 1930 m. : «…немецких крестоносцев ордена историк священник Petras Duburgas 600 лет тому назад написал о поселившемся в Литве с 900 г.н.э. Prospera Caesarina, прибывшего в Литовские края вместе с Римским князем Publius Libo Columna, которые и дали в 924 году Литовскому государству первый геральдический символ – знак «Kolumna»( «Колонны,столбы» ). От этого Prospera Caesarina, использовавшего такой же знак, произошёл Литовский король Utenis....». То же у Mindaugasа Bartininkasа: « …с 10 века прибыла в Литву из Италии группа вельмож – около 500 человек, патриции и их семьи и слуги. Историк A.Vijukas-Kojelavičius утверждает, что это случилось в 908 году и приводит фамилии четырёх благородных семейств: Ursinas bei Hektonas – династия герба «Розы», Julionas Pauspringas – династия герба «Кентавра», Publijus Libonas - династия герба «Колонных ворот» и Prosperas Cezorinas – тоже династия герба «Колонных ворот».
Но вполне вероятно, что это произошло гораздо раньше – во времена, когда римляне имели свою колонию по добыче янтаря на берегу «Свебского» моря или когда многие знаменитые римские семьи бежали от деспотии Нерона….»
Keistutis P. Devenis в своей книге « Начало Литвы и Делтувос история », Leidykla VAGA, Gedimino pr. 50, LT-2600 Vilnius, 2001 m., выводит происхождение Миндаугаса от Рингаудаса, Рингаудаса от Кернюса, Кернюса от Кунаса, а Кунаса от Publijusа Libonasа ( на литовский манер – Палемонаса).
Уважаемый Викинг, убеждённый в Вашем профессионализме и познаниях, я не привожу/перевожу всё и многое из перечисленных выше многостраничных трудов, но пусть и капля этих данных вольётся в окиян инфы, уже собранной Вами по историческому моду – выбор, без сомнения за Вами.
Лично мне на сей момент сдаётся, что у Миндаугаса в 1237 году вполне мог быть геральдический знак со стревского лунного календаря, ну а если допустить наличие щита – то не с двойным крестом, это точно, а с «Колонными воротами» или «столбами», которые сейчас в Литве ещё зовутся „Gedemino Stulpai” – Столбы Гедеминаса. Дальний предок Гедеминаса, кстати, тот самый король Utenis, сын Prospera Caesarina…Не знаю насколько достоверно будет, использование в геральдике Литовских князей символов «Роза» и «Кентавр», но вот из сборника Carl von Schmith,,Necrolithuanica, в гербовых печатях литовских князей полно языческих мотивов – змеюки, птицы и прочее зверьё. Датируются, правда, эти печати началом 14 века. Может с этих печатей что пригодится…


А вот ещё одна стилизованная (корону сверху приделали) реконструкция печати Миндаугаса. То ли это те же своеобразные «столбы» но уже с крестом в середине, то ли перевёрнутая буква М – литовские историки, как я понял, не пришли к единому мнению, а крест в середине – может быть как и языческим символом (Mindaugas Bartininkas), так и христианским. Если второе, то это печать Миндаугаса не ранее 1251 года, когда он принял католичество.

Вот такие пироги. С уважением, Совилег.