Ну вот, пишу отчёт. Осторожно! Будет
очень многа букаф.
Итак, я пришёл к выводу, что игра за женский персонаж разработчиками не доведена до ума. Задумки с использованием мужа правильные и интересные, но реализация хромает. Какие-то моменты можно прямо назвать багами.
Надо отметить, что игра за женский персонаж вообще отличается рядом особенностей, которые можно в чём-то считать положительными, а в чём-то - отрицательными.
1. Когда-то кто-то спрашивал, мол, правители королевств шлют предложения вассалитета, а как можно сделать так, чтобы и клятву не давать, и правители не обижались? Вот он ответ - надо при создании игры выбирать женщину. Женщине предложения вассалитета никто не шлёт. Даже если женский ГГ сам напросится на службу, правитель не даст ей земли (стартовой деревни), ибо другие вассалы (мужчины) не поймут

Однако на завоёванные в боях владения женщина претендовать может. Как и на собственное королевство.
2. С замужеством героини связан один интересный момент. Теоретически ГГ может предложить сыграть свадьбу любому лорду, на практике согласие можно получить только в том случае, если героиня нейтральна или является вассалом того же королевства, что и потенциальный муж. Однако после получения согласия, когда выдаётся задание "Сыграть свадьбу", на которое отводится 120 дней, героиня вольна делать что хочет. Я за это время успел осуществить переворот в землях сарранидов, приведя к власти Арву Жемчужную. За время переворота героиня присвоила себе город Амеррад с прилегающими к нему деревнями (можно было и больше, но жадностью героиня не страдает). Затем героиня явилась к будущему мужу - графу Фрайчину из королевства родоков - и сыграла с ним свадьбу. После свадьбы героиня автоматически получает то же гражданство, что и муж. Город Амеррад со всеми своими деревнями перешёл к родокам, на что не обиделись ни сарраниды вообще, ни Арва Жемчужная в частности. Не пришлось отказываться ни от клятвы верности, ни от владений. Таким образом можно безнаказанно "угнать" хоть полцарства!
3. Муж со своей армией представляет для героини гарантированного надёжного союзника. Если жена уходит в другое государство, то ей ничего не стоит переманить туда же и мужа - по первому же слову. Возможно, это вопрос характера мужа и личных с ним отношений, я особо не проверял. Но ведь мужа-то мы сами выбираем, верно? Граф Фрайчин оказался с добродушным характером, а отношения на момент свадьбы составляли уже >60, так что он не отказывал жене вообще ни в чём. Например, от родоков героиня ушла возводить на вегирский престол Вальдима Незаконнорожденного и первым делом позвала туда же мужа - и вот уже на старте мятежа в распоряжении игрока две армии вместо одной.
4. У женского персонажа есть свой собственный способ основания собственного королевства, причём совершенно безболезненный, в отличие от способов мужского ГГ. Если у жены или у мужа есть город/замок, этого достаточно. В разговоре с мужем надо спросить его мнения о текущем государе, а потом предложить покинуть его, заявив что "Я - законная королева Кальрадии". На основе имеющихся у семейной пары владений создаётся собственное королевство, в котором уже есть один верный вассал - муж.
Если героиня сама решает стать королевой собственного королевства, то дальнейший отыгрыш уже не отличается от отыгрыша мужского персонажа, поэтому на нём я останавливаться не буду. Меня больше интересовала другая возможность - предложить мужу стать королём. К сожалению, как раз этот режим реализован в игре слабо. Характерные особенности я перечисляю под спойлером.
Главное отличие - создаётся не собственное государство, для которого игрок сам выбирает название и министра (советника), а мятежное государство "N-ские повстанцы". Какие конкретно повстанцы - зависит от отторгнутых земель. Например, я пробовал предложить графу Фрайчину стать королём сразу после свадьбы (см. выше). У самого Фрайчина города/замка не было, только деревни, а у героини (жены) был город Амеррад. Поскольку семейная пара отторгнулась от родоков, то повстанцы сразу оказались в состоянии войны именно с родоками, но поскольку основой мятежного государства стал Амеррад, повстанцы стали называться "сарранидскими", хотя законные сарраниды к ним не имели никаких претензий. Вот такой курьёз.
После завоевания оригинального государства мятежники, вопреки ожиданиям, НЕ переименовываются. Похоже, что даже после завоевания всей Кальрадии оставшееся единым королевство так и будет называться "N-ские повстанцы". Я не стал доводить игру до конца, мне хватило того, что были уничтожены две фракции, но повстанцы так и остались повстанцами. Отсюда и проистекают все плюсы и минусы.
Плюсы.
1. Если к повстанцам присоединяется какой-то вассал, он автоматически появляется в одном из владений повстанцев и начинает копить армию. Не надо принимать у вассалов присягу, этим как будто бы занимается король-муж. Не обязательно даже давать вассалам землю. В случае собственного королевства безземельные лорды каждые несколько дней ухудшают своё отношение к ГГ, а в случае повстанцев этого нет.
2. Героиня автоматически считается маршалом повстанцев до тех пор, пока в разговоре с мужем-королём добровольно не откажется от титула маршала.
3. Все захваченные владения героиня распределяет сама (причём даже в той ситуации, если откажется от титула маршала). Выбор нового владельца захваченного города/замка надо сделать сразу же после захвата. Варианта отложить решение "на потом" просто нет. Этот момент полностью аналогичен распределению владений при возведении на престол претендента. Однако надо учитывать, что при распределении владений вассалы уже могут обижаться, если кому-то достанется больше, а кому-то меньше.
4. Как мятежница, героиня не имеет параметра "разногласия". А если союзные мятежные вассалы терпят поражения в боях, они не обижаются на героиню, ибо формальный глава государства - муж.
5. У повстанцев нет падения морального духа в зависимости от национальной принадлежности. Например, если король собственного королевства воюет с родоками, то все родокские воины в его армии будут получать штраф к моральному духу, потому что воюют "против своих". Мятежникам же по барабану - можно воевать кем угодно против кого угодно без всяких штрафов.
6. Героиня имеет возможность переманивать к повстанцам представителей любых других королевств, предлагая им присягнуть на верность своему мужу. Однако в случае успешной вербовки она не получает очков "права на трон", поскольку действует не в своих интересах, а в интересах мужа.
Теперь минусы.
1. Муж, как король, не распределяет никаких земель, хотя и должен бы. В разговоре с ним можно спросить: "Кто, по вашему мнению, должен получить надел N?". Он даже даст ответ на вопрос! Однако это ровным счётом ничего не меняет: муж ничего и никому не раздаёт.
2. Муж не раздаёт и титул маршала. Если героиня в разговоре с мужем откажется от титула, то больше его уже никто и никогда не получит, включая саму героиню, потому что попросить за себя уже нет возможности. Вассалы превращаются в сборище действующих самих по себе армий, которые не в силах захватывать замки/города врага. Всё, что они делают - жгут деревни врагов и иногда бьются с ними в чистом поле.
3. Героиня не имеет возможности изгонять из повстанческого королевства неугодных вассалов. Зато этим занимается муж-король. Правда, повлиять на его выбор нет никакой возможности.
4. Земли изгнанных из королевства вассалов остаются без хозяев! Муж земли не распределяет, а героиня может решить судьбу владения только после захвата. Таким образом, владения будут оставаться без хозяев до тех пор, пока их не завоюют враги, а героиня потом не отхватит эти владения обратно. Поэтому по мере завоевания Кальрадии всё больше и больше владений на карте будут бесхозными.
5. Муж перестаёт организовывать пиры (праздники). Его ответ выглядит так, как будто бы у семьи нет двора, на территории которого можно было бы организовать праздник, хотя на самом деле это не так - владения есть и у него, и у неё.
Как я уже писал в сообщении выше, в диалоге с мужем-королём есть престраннейший пункт, в котором жена может принести мужу клятву верности. При этом жена становится королевой, а муж - обычным вассалом. Создаётся как будто бы королевство игрока, являющееся однако по-прежнему королевством повстанцев. Это
самый плохой вариант развития событий, потому что игрок получает все отрицательные плюшки собственного королевства, но не получает никаких положительных плюшек.
1. Королевство не получает своего имени. Министр (советник) не назначается.
2. Королева (ГГ) отныне должна сама принимать клятву верности у перебежчиков из других королевств, однако в отсутствие министра она не может произвольно раздавать им земли.
3. Королева сохраняет возможность решить судьбу только что захваченного города/крепости - отдать вассалу, оставить себе или отложить решение. Отложенное решение фактически откладывается навечно: нет министра - нет возможности раздать владения. Если же отдать владение сразу после захвата, то оно отходит вассалу со всеми деревнями. Нельзя раздать каждую деревеньку отдельно.
4. После каждой раздачи все вассалы (кроме тех, кто с благородным характером) обижаются, как это и происходит в собственном королевстве. Кто-то обижается на -2, а кто-то и больше. Безземельные вассалы обижаются и просто так - каждые несколько дней.
5. Вассалы, потерпевшие поражение в бою, обижаются на свою королеву.
6. Армия королевы получает штрафы к моральному духу, если в ней находятся воины, которым приходится воевать "против своих".
7. Муж по-прежнему отказывается проводить пиры, как будто для этого нет территории.
В общем, всё сводится к тому, что королева лишена нормальных инструментов управления государством, а все её вассалы, кроме мужа, неуклонно уходят в минус в отношениях с королевой. Совершенно тупиковый путь развития.
Есть, правда, и "выход": можно отправиться к одному из действующих королей и принести ему клятву верности, отказавшись тем самым от "собственного" королевства. Происходит совершенно дикая вещь: королева, её муж и все владения бывших мятежников отходят государству, которому бывшая королева принесла присягу, но сами вассалы-мятежники так и остаются мятежниками. Дикость заключается в том, что владения продолжают числиться за своими владельцами, но фактически принадлежат другому государству. Какой-нибудь лорд Хаэда описывается, как вассал N-ских повстанцев, ему принадлежит замок Агнезий и деревня Альтея, но эти замок и деревня окрашены не в цвета мятежников, а в цвет какой-нибудь кергитской фракции. А если кергитская фракция ещё и находится в состоянии войны с мятежниками, то бедный лорд Хаэда скачет в своё владение, но не может туда попасть, ибо оно вражеское! Бред натуральный.
В общем, друзья, игра за женского ГГ действительно даёт новые впечатления, но нормально можно отыграть только два пути: либо героиня создаёт собственное королевство, либо совсем не претендует на его создание. Варианты отыгрыша через мужа-короля забагованы.