2. если рыцарь встает и его месят - он достает меч или тупит?
по умолчанию тупит.
Началось с того, что я на турнирах оставил участникам их оружие, кроме древкового (все копья у юнитов, которые их имеют заменяются на турнирные лансы, также турнирные лансы выдаются всем всадникам, у которых есть свободный слот для оружия). Горе-всадники при таком выборе оружия начали в начали турнира кидаться на противника с мечами и топорами наголо, а когда сходились с ним в плотную и заваривалась каша мала эти "рыцари" в большинстве своем доставали пики и начинали ими "орудовать"

получалось ужасно. Пришлось сделать тригер (в турнамент_тригере) на смену оружия. Работает так: всадники в начале турнира насильно экиперуются лансой. При сближении с врагом:
А) попадание - ланса ломается (рандомно), запускается скрипт выбора оружия
Б) если дистанция до врага меньше длинны лансы - ланса убирается, запускается скрипт выбора оружия (если у НПС есть одноручное - использует его, если нет - использует любое другое, кроме лансы).
Если дистанция увеличивается НПС нередко самостоятельно достают пики, но оно и к лучшему. Хотя можно сделать так, чтобы пику нельзя было прятать за спину (не реалистично и непонятно куда он её там засовывает) - чтобы сменить оружие пику надо бросить на землю.
Если у НПС убивают коня - ланса отбирается до конца боя и выкидывается на землю, запускается скрипт выбора оружия (выбирает то, которым лучше владеет основываясь на навыке владения оружием). Для пехоты в начале боя запускается тот же скрипт. Если ГГ спешивается, его ланса также отбирается и выкидывается. Ну вот как то так. Тр@ся с этим несколько вечеров, теперь вроде неплохо пашет. Нужно только добавить проверку на оружие, которое нельзя верхом использовать.
Да, все луки арбалеты и метательное на турнирах у НПС отобрал, а то как-то не по рыцарски это, когда с луком на турнир

А вот чтобы ланса при ударе об щит ломалась ну никак не получается сделать

Пехота в начале турнира у меня медленно сближается с врагом, пропуская вперед конницу и подняв щиты, пока не будет контакта между двумя командами. Если конник и пехотинец один на один, конник практически всегда первым ударом по щиту пехотинца копьем попадает вот тут бы копью и треснуть - пехотинец жив-здоров и коннику почет и уважение за сломанное копье, ан нет

1. какой флаг отвечает за рыц. удар.
itcf_thrust_onehanded_lance_horsebackпробовал его еще в МиБе ставить, так там боты рыцарский удар не юзают, а вот в Варбанде самое оно - тяжелое копье только для таранного удара