Первое на что стоит обратить внимание - это предупреждение, которое гласит, что мод рассчитан на опытных игроков, знакомых с механикой боя. Так вот, не верьте этому предупреждению. 3.9 рассчитано не на опытных игроков, оно рассчитано на откровенных маньяков, у который за плечами не одна тысяча наигранных часов. Оно рассчитано не на "опытных", а на "pro уровень". Любой игрок рангом пониже может либо смело идти мимо, либо готовиться к тому, что для него любое, даже самое заурядное действие превратится в нескончаемую боль и десятикратные сэйв-лоады для победы в самом рядовом сражении. Например я n-oe количество раз прошел нэйтив, прошел "огнем и мечом" и дважды проходил этот самый PoP, только версии 3.8.4 и я наивно полагал, что достаточно опытен для 3.9.
Никто не обращает внимания:) А зря! Вот мой 9-летний сын тоже прошел и Натив и Варбанд и ОИМ, я его предупреждал, что Пендор - это не то пальто. Он не поверил.
Далее произошло примерно следующее:)
нельзя не упомянуть о главной изюминке PoP, которая в 3.9 перешла на качественно новый уровень, а именно, о стремлении автора засунуть в абсолютно любой потенциально вражеский отряд кавалерию. И тут логика тоже предельно понятна, ведь если враг не будет обладать кавалерией, может случиться так, что вы возьмете и выиграете сражение. Причем с первого раза и относительно комфортно. Как вы понимаете, такой кошмар совершенно недопустим.
Попался ему в отряде разбойников лесных (привычных всем еще с Натива) рыцарь-разбойник... Это был мега бой. Реально бой шел часа 2 с перезагрузками. Он как вокруг боса крутился. Чем то напомнило соло-прохождение босов в актуале WOW:) Но зато у сына руки выправились под конного лучника, всю распальцовку стал использовать. И дальше прогресс пошел. Скилл игры поднялся сразу скачком.
Что стало действительно сложнее: Ванскерри. Может я пропустил логи изменений, но всякие металки и швырковые орудия теперь на порядок опаснее. Кстати, кавалерию к ним в отряды завезли не для того чтобы было:) А стопарить конные клинья врага. (Буквально 2-3 всадника могут всю малину изгадить.) Далее начинается швырковый хаос. Соотношение выбрано правильное. Ранее, по-моему, в 3.8 пробовали Ванскерри разбавлять 30/70 всадниками, или даже 50/50 - из-за этого они стали существенно слабее, чем в прошлых версиях. А в 3.9 - красотище!!! Реальная мощь. Думаю секрет в том, что у "всадников" Ванскери стоит флаг, что дескать это пехота. И эти всадники юзают пехотный ИИ.
Для 3.9 нашел нормальное соотношение типов юнитов в армии ГГ (для обычных игроков, я себя все-таки к задротам отношу по терминологии Korelius) для полевых сражений (для штурма не совсем годится). Т.е. освоить может каждый нормальный игрок. Проверено на моем сыне:)
Итак, берем
50% всадников,
30-40% стрелков (арбалетчиков среди них должно быть менее половины, иначе они не будут успевать перезарядиться для останавлявающего эффекта)
10-20% пехоты. Формации должны быть включены в опциях лагеря. Исходим из размера отряда не менее 100 юнитов. Размер битвы 400. (для меньших размеров отряда останавливающий эффект от стрелков будет не совсем достаточен).
В опциях отряда вводим новый тип войск на 4-й слот (по умолчанию 3 слота: пехота, стрелки, всадники): конные лучники. Назначаем в этот отряд только 100% конных лучников, например, героев-авантюристов. Таких юнитов среди всех ваших всадников не должно быть меньше трети. (не именно героев-авантюристов, речь в принципе про конных лучников идет)
Начало битвы. Ничего не жмем! Происходит то что нужно: включаются формации. Пехота (слот1) выстраивается САМА впереди заслоном (выглядит жиденько, не переживайте). Лучники (слот2) примерно в шагах 20 позади пехоты САМИ встают лесенкой. На левом фланге САМИ выстраиваются всадники (слот 3). На правом фланги САМИ выстраиваются конные лучники (слот 4).
Вот теперь 2 варианта:1. Жмакаем F2-F1 (вперед на 10 шагов) нужное число раз. Вся армия продвигается САМА, не ломая строй (сохраная фронт, фланги) До тех пор, пока стрелки (слот2) начнут доставать до врага.
Враг не выдерживает. От него начинают ломиться всадники. Они автоматически перемалываются в фарш стрелками.
Если большая часть врубается в пехотный заслон, то можно ударить своими всадниками им с фланга (команда: 3, F1-F3).
После перемалывания - отводим своих всадников обратно на фланг. Ждем вражеской пехоты. Она автоматически перемалывается стрелками.
На вражеских лучников (они специально "отстают" от пехоты) можно возглавить атаку лично (ничего так не увлекает, как процесс нарезания в фарш вражьих стрелков верхом на верном коне). Увлекая за собой конных лучников (команда: 4, F1-F2).
Кавалерией (слот 3) можно ударить по вражеской пехоте. Она к тому моменту либо рассеяна по полю стараниями лучников, либо связана боем нашим пехотным заслоном.
2.Если вы оказались на ОЧЕНЬ крутой изначальной позиции (например, ваши стрелки на возвышенности, или перед рекой). То вперед продвигаться нет смысла. Нужно выманить врага. Для этого либо самолично выезжаем с правого фланга и подстреливаем парочку вражин (далее сматывваемся на заранее подготовленную позицию), либо берем с собой конных лучников (если вы сомневаетесь в своих снайперских способностях). Выманиваем и сматываемся. После чего сводим бой к выше описанному сценарию, но с форой в виде крутой позиции.
Потери просто смешные. Как правило в пехоте. Легко восполняются. Легко выигрывать против равных по численности противников, либо тех, которые превосходят в 1.5 раза (включая армии вражеских лордов). Следите за размером битвы. Все юниты должны заспавниться за 1 раз. Без всяких волн подкреплений. Т.е. напасть на армию Волка в 1000 рыл своими 100 по такой тактике не получится именно из-за размера битвы (400), который начнет спавнить волны подкреплений.
Ну и почуствуйте, наконец, себя генералом. Управляйте боем. Не так уж и много кнопок для этого за весь бой нажать придется.